Русский English
Главная страница MiStyler Режим работы русский/английский О технологиях и разработках (Карта сайта). Проектирование и разработка программных и мобильных систем. Спецификации. Разработка. Тестирование. Внедрение. Поддержка. Windows. Linux. UML. J2EE. J2ME. Базы данных. Интернет-проекты. Программные системы любой сложности для бизнеса и рекламы.
Индивидуально.
Mistyler О сайте    Карта сайта    Проекты    Услуги    Сотрудничество    Документация    Контакты   
  Навигация Управление окном..
 
  Publish Управление окном..
 
  Поиск.Translate Управление окном..
 
  Оплата Управление окном..
 
  Новости Управление окном..
 
  Технологии Управление окном..
 
  Ваши запросы Управление окном..
  Управление IT Управление окном..

2004. Гарем в аренду Компания Александр Чачава   



   CIO многих российских компаний мечтают избавиться от огромной неповоротливой ИТ-службы, оставив себе только управление ИТ-стратегией, заказ услуг и контроль над омпанией-аутсорсером. В теории CIO должен решать именно эти задачи, в реальной же российской жизни ему приходится заниматься в основном рутинными техническими вопросами.

   «Отношение российских ИТ-менеджеров к аутсорсингу напоминает отношение подростков к сексу - все только и говорят о том, как этим занимаются, но в глубине души уверены, что другие занимаются этим чаще и с большим удовольствием», - так определил ситуацию с аутсорсингом один из российских экспертов, пожелавший остаться неназванным.

   Реальные объемы ИТ-аутсросинга в стране определить трудно. Например, IDC оценивает этот рынок в России в размере 15% рынка ИТ-услуг, что составляет в 2003 году примерно $150 млн. Эксперты IDC учитывают и проекты по заказному программированию, и некоторые проекты по внедрению или технической поддержке. Безусловно, все это элементы аутсорсинга, но количество масштабных проектов, предполагающих перенос значительного числа бизнес-процессов и материального обеспечения ИТ-служб на территорию аутсорсера, можно пересчитать по пальцам.

   Неравный брак

   Американские компании задумались об аутсорсинге в период экономического кризиса 1970-х годов, российские - на 20 лет позже. В 1995-м ныне не существующая компания «Анкей» создала и обслуживала структурированную кабельную систему Центробанка. Вероятно, это было первой попыткой ИТ-аутсорсинга в России. В 1997 году мировой лидер ИТ-аутсорсинга американская компания EDS совместно с российской компанией ЛАНИТ намеревалась осуществить проект с «Газпромом», но стороны не смогли договориться друг с другом, и инициатива не была реализована. В тот же период не сложилась аналогичная программа IBS с «Газпромом». Зато IBS все в том же 1997-м договорилась с нефтяной компанией ЮКОС. В результате соглашения появился первый полноценный проект в области ИТ-аутсорсинга. Правда, в IBS не любят вспоминать об этом сотрудничестве, которое продолжалось до конца 1999 года и закончилось переходом ряда сотрудников IBS в созданную тогда же дочернюю компанию ЮКОСа - СИБИНТЕК. Один из участников проекта так прокомментировал его результаты: «Взаимоотношения ИТ-службы и заказчика в России строятся по принципу неравного брака и не умещаются в рамки контракта».

   Кризис 1998 года больно ударил по всем без исключения системным интеграторам, а некоторым так и не удалось его пережить. Сложившаяся ситуация не способствовала развитию аутсорсинга, поскольку проекты требовали сначала значительных затрат и только впоследствии, после сложных преобразований, обещали дать экономический эффект. Таким образом, кризис 1970-х в США подстегнул развитие аутсорсинговых технологий, а кризис 1998 года в России на несколько лет отбил у компаний желание даже думать об ИТ-аутсорсинге.

   Миссия невыполнима

   Легко понять желание CIO крупных компаний избавиться от постоянной головной боли, от сотен инженеров-программистов, десятков серверов, технических и телекоммуникационных служб, висящих на балансе и работающих неэффективно (поскольку, как правило, неэффективно работает любой второстепенный для основного бизнеса отдел). Чем больше компания - тем труднее управлять ее информационной инфраструктурой. А если компания активна в сфере слияний и поглощений, то разбираться с технологическим «зоопарком» приобретенных предприятий, по мысли CIO, тоже следует поручить аутсорсеру.

   Однако в российской реальности услуги полноценного ИТ-аутсорсинга сейчас способны оказывать считанные компании, через некоторое время к ним смогут присоединиться еще несколько системных интеграторов. Западные монстры вроде IBM Global Services и HP Services представлены в России слабо - они имеют здесь команды, которые поддерживают российские подразделения глобальных клиентов IBM и HP, не более того. Формально эти команды предлагают услуги всем желающим, но их проекты для отечественных клиентов могут оказаться слишком дорогими. По словам гендиректора IBM Global Servises Russia Сергея Яскевича, специалисты ИТ-служб этих подразделений формально являются сотрудниками IBM.

   Проблема цены волнует и российских аутсорсеров: получить сразу несколько крупных заказов не представляется возможным, а для реализации одного проекта придется либо «задирать» цены, либо нести убытки. Вообще, российские аутсорсеры очень осторожно говорят о возможной экономии от ИТ-аутсорсинга.

   Еще одним серьезным препятствием является слабый уровень построения сервисной организации российских аутсорсинговых компаний. Они хотят, но пока не умеют предоставлять ИТ-сервис - сказывается отсутствие опыта.

   И все же ничто так не мешает ИТ-аутсорсингу, как специфический менталитет российского заказчика, отсутствие корпоративной культуры и выверенной ИТ-стратегии, а также соответствующих бюджетов. Заместитель директора департамента сетевой интеграции ЛАНИТ Михаил Григоров объясняет: «Выполнение работ сторонними организациями натыкается на особенности менталитета исполнителей и заказчиков. К сожалению, противоречия между ними в настоящее время непреодолимы». Другой эксперт, попросивший не упоминать его имени, выразился более образно: «Идея отдать все самое сокровенное (а информационные потоки, безусловно, таковым и являются) сторонней компании производит на российского директора столь же ужасающее впечатление, как на арабского шейха предложение доверить его гарем какому-нибудь предприимчивому управляющему». Отечественные сырьевые компании в большинстве своем совершенно не готовы к аутсорсингу. Финансовые, промышленные и телекоммуникационные компании задумываются о нем, но их очень волнует вопрос, как при этом соблюсти баланс между удобством и безопасностью.

   Широко закрытое окно

   Различия в корпоративной культуре заказчика и исполнителя очень усложняют анализ и отладку бизнес-процессов. Иногда эти несовпадения приводят к комическим ситуациям. В ходе выполнения одного проекта по ИТ-аутсорсингу системный администратор открыл окно, чтобы проветрить помещение. Поднятые по тревоге сотрудники службы безопасности заказчика вышибли дверь и наставили на этого администратора пистолеты. Произошла элементарная нестыковка - в офисе аутсорсера разрешается открывать окна, а в офисе заказчика это строго запрещено.

   Обычно у собственной ИТ-службы компании множество незаметных обязанностей, которые нельзя предусмотреть ни одним контрактом, а ведь контракт - это фактически единственный рычаг заказчика. Во время реализации того многострадального проекта, когда открытое окно чуть было не привело к трагическим последствиям, заказчик и исполнитель, запутавшись в своих отношениях, решили перезаключить контракт. В связи с этим была поставлена задача проанализировать все бизнес-процессы заказчика. В результате департаменты центрального офиса собрали несколько десятков кубометров бумажных описаний своих бизнес-процессов. Каких трудов стоило свести это все в 300- страничный документ и насколько этот документ соответствовал реальности, известно только героям-аналитикам.

   Директор компании Data Fort (входит в группу IBS) Дмитрий Комиссаров считает, что основной проблемой взаимоотношений заказчика и аутсорсера является отсутствие сформированных и обоснованных ИТ-бюджетов. Заказчики привыкли понимать под ИТ- бюджетом только зарплату собственных ИТ-служб и готовы эти же деньги платить за аутсорсинг. Аутсорсеры жалуются, что в России никогда не умели считать косвенные затраты на обеспечение рабочих мест, на дополнительных бухгалтеров, оборудование, подарки к Новому году, наконец. Заказчики склонны недоумевать - зачем же нанимать аутсорсера, если его услуги только «утяжеляют» бизнес?

   Назад в будущее

   Data Fort уже год ведет масштабный проект по ИТ-аутсорсингу. Клиенту, лидеру своего рынка, из всех ИТ-подразделений оставили только службу заказов. Беспрецедентный по сложности проект чреват неудачами, поэтому компании пока не раскрывают подробностей, обещая это сделать в середине февраля. Data Fort располагает одним из самых больших и современных публичных в России дата-центров (центров обработки данных), по размерам его превосходят только аналогичные подразделения Cable & Wireless и Golden Telecom. (Дата-центры таких монстров, как Центробанк, значительно крупнее, чем у Data Fort, но недоступны сторонним компаниям). В конце 2003 года в его реконструкцию вложили $2 млн, сейчас он занимает площадь 400 кв м, его обслуживают 50 инженеров. По мировым меркам «гроссмейстерским» считается дата-центр площадью 10 000 кв. м. Дмитрий Комиссаров надеется в начавшемся году заключить масштабные контракты с двумя заказчиками. Кроме того, у компании есть пул солидных клиентов, которые доверили ей поддержку отдельных бизнес-процессов. Например, Data Fort обслуживает корпоративную почтовую систему группы «Объединенные машиностроительные заводы», причем доступа к текстам самих электронных сообщений у Data Fort нет.

   Директор компании Data Fort считает, что аналогичных успехов могут добиться только ведущие системные интеграторы, при условии, если решатся на инвестиции в инфраструктуру и специалистов. Проблема, таким образом, не в исполнителях, а в достаточном количестве заказчиков, созревших для ИТ-аутсорсинга. Комиссаров прогнозирует, что рынок получит импульс и окончательно сформируется только тогда, когда подразделения иностранных корпораций в России достигнут благоприятных для ИТ-аутсорсинга масштабов. В этих условиях HP Services и IBM Global Services смогут поддерживать своих глобальных клиентов в России, остальные же вынуждены будут обращаться в российские компании.

   Участник рынка, пожелавший остаться неназванным, рисует другую картину. Он обращает внимание на деятельность компаний СИБИНТЕК и «ЛУКОЙЛ-Информ» (дочерняя ИТ-структура ЛУКОЙЛа), подчеркивая, что налицо тенденция выделения собственных ИТ-подразделений холдингов в дочерние компании. При этом материнская компания вполне обоснованно хочет видеть успехи «дочек» на рынке и заставляет их эффективнее использовать свои ресурсы. Однако весьма вероятно, что подобные организации, выращенные в тепличных условиях холдинга, не смогут реализовать потенциал на открытом рынке, и будут рано или поздно расформированы. Команды менеджеров перетекут в независимые компании, и начнется борьба за контракты холдингов. В этот период состоится «начало истории» российского рынка ИТ- аутсорсинга.

   Единственное, в чем солидарны эксперты, это в том, что у западных аутсорсеров нет интереса к российскому рынку. Во-первых, масштаб не тот: по оценке Дмитрия Комиссарова, потолок контракта на ИТ-аутсорсинг в России - $10 млн - $20 млн, а заказчиков всего пара десятков. Потолок ИТ-бюджета гигантов вроде ЮКОСа и «Газпрома» - $80 млн - $100 млн, у других сырьевых компаний ИТ-бюджет меньше, да и отдавать свои ИТ-функции внешнему исполнителю они еще не готовы. А ИТ-бюджеты у телекоммуникационных и финансовых компаний меньше, чем у сырьевых, и это обстоятельство делает их малоинтересными для западных исполнителей.

   Вторая проблема - регионы. Как заметил один эксперт, специалисты IBM «повесятся», если им придется работать с региональными подразделениями сырьевых компаний где- нибудь в тундре, куда добраться можно только вертолетом и где менталитет еще «забористей», чем в Москве. В IBM работают разумные люди, поэтому пока компания уровня Exxon не купит ЮКОС, ИТ-аутсорсинг ЮКОСа маловероятен. Скорее, возможен аутсорсинг российских активов ТНК-BP. Сергей Яскевич смотрит на ИТ-аутсорсинг для российских компаний оптимистичнее: «IBM успешно выполняет проекты по стратегическому ИТ-аутсорсингу для восточноевропейских корпораций. Российский бизнес отстает от Восточной Европы не более чем на полшага, при этом развивается бешеными темпами». Яскевич не исключает, что уже в этом году его компания может заключить контракт с российским заказчиком по стратегическому аутсорсингу. А это, в понимании IBM, переход всей ИТ-инфраструктуры под управление IBM в среднем на десять лет и контракт стоимостью не менее $100 млн. Такими возможностями в России обладают не более 20 - 30 сырьевых, финансовых и телекоммуникационных компаний.

Вернуться назад..

 
О сайте ·  Карта сайта ·  Проекты ·  Услуги ·  Сотрудничество   © MiStyler 1996-2006


Rambler's Top100
Используются технологии uCoz